Энергетическое машиностроение относиться к отрасли тяжелого машиностроения. Энергетическое машиностроение производит первичные двигатели, а также связанные с ними аппараты и устройства для выработки энергоносителей (газа, водяного пара), которые являются рабочими телами тепловых двигателей.
К основным видам продукции энергетического машиностроения входят гидравлические, паровые и газовые турбины, порагазотурбинные установки, оборудование для геотермальных и атомных электростанций, двигатели внутреннего сгорания, парогенераторы, газотурбинные компрессоры, локомобили, тягодутьевые машины, паровые котлы и прочее оборудование для промышленной и коммунальной энергетики.
Энергетическое машиностроение также занимается производством автоматических устройств, которые регулируют процессы сгорания топлива и питание котлов, давление в паровых магистралях, подачу газа в турбины, число оборотов турбоагрегатов и температуру перегретого пара.
Энергетическое машиностроение является главным аспектом в создании технической основы энергетики. С конструктивной точки зрения энергетическое машиностроение можно поделить на производство машин и теплообменной аппаратуры. Производство машин делиться на изготовление двигателей лопаточного и поршневого типа. Двигатели лопаточного типа – это гидравлические, паровые и газовые турбины. Двигатели поршневого типа являют собой двигатели внутреннего сгорания и локомобили.
Промышленное производство отдельных видов энергетического оборудования началось с конца 18 века. Котлы и паровые машины производились с 1780 года в Великобритании, гидротурбины выпускались во Франции с 1830-х годов, ДВС — с 1880-х в Германии и во Франции, паровые турбины – в Великобритании с начала 20 века. В России с начала 19 века начали выпускаться паровые машины и котлы.