Харьков признали машиностроительным центом еще в конце XIX века. Здесь функционировал завод сельскохозяйственных машин М. Гельферикс-Саде, машиностроительный завод К.А. Трепке, а также механический завод «Бельке и Ко».
Во время первой мировой войны в Харьков были перенесены заводы из Риги: электромеханический завод ВЭК, а также велосипедный завод Лейтнера. Годы летели и уже под конец XX века в городе функционировали около 60 производственных объединений. Разного рода предприятия выпускали трактора, металлорежущие станки с ЧПУ, электроаппаратуру, реактивные лайнеры, танки, моторы, средства связи и автоматики, фотоаппараты, телевизоры, велосипеды и т.д.
На сегодняшний день многое уже изменилось, по объемам производства на первое место выходит добывающая отрасль и пищевики. Доля машиностроительной отрасли уменьшилась ниже 20%. Но, несмотря на это харьковчанам есть чем гордиться.
«Турбоатом»
После упадка сферы двигателестроения лидерами в машиностроении стали поставщики оборудования для энергетики. Научно-экспериментальная база и производственный потенциал данного предприятия по уровню оснащенности выступает одним из наилучших в Европе. Турбины, которые производит завод работают в странах Америки, Европы, Азии и Африки. Больше чем 250 турбин парового типа суммарной мощностью более 60 млн. кВт были изготовлены для тепловых электростанций. Примерно на сотню ГЭС четырех континентов было отгружено 400 гидротурбин, мощностью 32 млн. кВт. 24 АЭС получили 169 турбин, мощностью 60 млн. кВт. Главной визиткой карточкой предприятия является турбина, имеющая мощность в 1 млн. кВт для АЭС. Турбина, как минимум является уникальной своей особой конструкцией последней ступени рабочей лопатки, а также конструкцией сварно-кованных роторов низкого давления.