Особую позицию занимается производство реактивных учебных и легких боевых самолетов, а также спортивных самолетов, планеров, региональных самолетов и авиационных компонентов. В последнее время можно наблюдать особое развитие производства ультралегких самолетов.
Что касается ультралегких самолетов, то на территории Чешской Республики зафиксировано около десяти производителей таких самолетов. Годовой объем производства составляет примерно 350 единиц, 80% из них идет на экспорт.
Около десяти других фирм специализируются конкретно на производстве авиационных деталей и компонентов. В данном сегменте работает где-то 1500 работников.
В Чехии также ведется производство речных судов, речно-морских, яхт, велосипедов и мотоциклов. В Брно, к примеру, выпускают воздушные шары. Не менее важным также является производство оборудования и прочей оснастки для строительства и промышлености, а также производство компрессоров, насосов и водяных турбин.
К большим производителям турбин мирового уровня относиться предприятия Школа Пльзень. В Чехии также производятся обрабатывающие и формовочные станки, а также ручной электрический инструмент.
Основная часть чешской продукции направлена на европейский рынок, в большинстве на немецкий. На экспорт идут компоненты железнодорожных вагонов, морские и речные грузовые суда, учебные и ультралегкие самолеты. Значительный рынок сбыта чешской авиационной продукции являет собой США. Что касается импортной позиции, то она направлена на большие транспортные самолеты, вертолеты, а также их компоненты.
Что касается перспектив чешской машиностроительной промышленности то они, конечно же, есть. Стратегическая цель транспортного машиностроения основывается на промышленном потенциале, который уже почти полностью сравним с Евросоюзом. Сравнимость заключается не только в машиностроительных продуктах, но и в качестве, а также эффективности производства. Главная задача чешских фирм – это нахождение соответствующего места на рынке, а также обеспечение достатка финансов для производственных технологий. Технологии совместно с эффективной организацией труда должны обеспечивать конкурентоспособность исходя из точки зрения производственных издержек.
Перспективными иностранными рынками являются страны Евросоюза, а также Россия. Преобладающим заказчиком в машиностроительной отрасли продолжает оставаться Германия.